НАУКА СПАСАТЬСЯ

Беседа с настоятелем Оранского Богородицкого мужского монастыря архимандритом Нектарием (Марченко). Журнал «Покров» сентябрь 2012 г.

121 (32)

– Что сегодня мешает изменить образ жизни человеку, осознавшем свою греховность?
– Это сложный вопрос. Дело в том, что нас не стало собранности в мыслях, чувствах, мы перестали внимательно следить за этим. Апостол Павел говорит, чтобы человек удалялся от беспорядочных и лукавых (2Фес.3:2). Беспорядок – страшное зло. Болезнь современного общества заключается в том, что все делается невовремя: неправильное питание, неправильный отдых. У людей нет постоянства, и это порождает многие беды. А ведь постоянство было заповедано еще во времена Ветхого Завета, ода Бог говорит Иисус Навин быть мужественным и смелым, исполнять заповеди Божии (Втор. 31:5–7, 22,46). Тольо благодаря постоянств изучения заповедей человек может покаяться и понять, из-за чего происходит грех. Грех связывает ум. От «множества беззаконий» человек теряет любовь – любовь к Богу, людям, ео сердце становится жестоким, начинается самооправдание. Мы привыкли обвинять кого-то, но не себя. А всякое оправдание – это грех, и мы, занимаясь самооправданием на исповеди, совершаем грех. Кода человек оправдывается, он обязательно говорит неправду, и этим прогневляет Бога. Господь говорит: «О, род неверный и развращенный! Доколе буду с вами? До коле буду терпеть вас?!»(Мф. 17:17)

OLYMPUS DIGITAL CAMERA

– То есть первым шагом на пути к Богу, является покаяние?

– Да, основа основ – это покаяние. Оно и примиряет с Богом, и возрождает, пробуждает, оживляет разум, и ум просветляет! Господь же сазал: «ходите,пока есть свет» (Ин.12:35), а мы же во тьме тьмщей, и эта тьма так ослепила наш разум, что  нас наступило какое-то самоуспокоение. Теперь гордыня настолько у нас обезобразила, настолько выросло самолюбие, что мы забыли слова Амвросия Оптинсого: «Кто прощает, тот больше приобретает» и Евангельские слова: «Не судите, да не судимы будете» (Мф. 7:1). У человека постоянно срабатывает себялюбие, что он тут же идет на конфликт, на противостояние. У нас потеряны дар терпения, смирения, а о рассудительности даже и не приходится вести разговор!

– Как приобрести молитвенный настрой? И как расположить себя покаянию и изменению своей жизни?

– К святым местам сейчас большинство приезжает туристами, а не паломниками – приехали, посмотрели, красиво или не красиво. Об этом Господь говорит: «люди сии чтут Меня устами, сердце же их далеко отстоит от Меня» (М. 7:6). Мы перестаем внимательно следить за движениями своей души, за своим сердцем, теряем рассудительность, кичимся своей образованностью, а образование – это ничто, должен быть разум! У нас столько дипломированных, но потерянных, безнравственных людей – это значит без совести, а ведь совесть – это голос Самого Бога! Апостол Павел говорит: «Знание надмевает, а любовь назидает»(1 Кор. 8:1). Мы потеряли ревность познания Бога, потеряли ношение Бога в разуме. Если человек усвоит, что, когда он решит, он гневит Бога, то появится страх Божий. Тогда появится и покаяние. А пока только безразличие и самооправдание. Еще со времен Иоанна Крестителя говорится: «Царствие Божие благовествуется, и всякий усилием входит в него» (Л. 16:16). Без  усилий, без понуждения никогда ничего не бывает. Нужно сравнивать, рассуждать, стремиться приобрести разум. Из-за греховности, расслабленности ум человека тупеет, он сам становится медлительным и потерянным. Сейчас мы все куда-то торопимся, стали меньше молиться, меньше рассуждать, отсюда появилась суетность ума и мыслей, которая притупляет разум. Терпения ни у кого не стало, только сатанинская поспешность. Но в Еванелии говорится: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Л. 21:19).

IMG_1893

–Изменить себя очень трудно. Всем ли это под силу?

– Благодать Божия немоществующих врачует и оскудевающих восполняет. Человек сам себе преграждает путь  достижению благодати. А все потом что не имеет ни постоянства, ни принуждения, ни воздержания. Савва Иерусалимсий сказал, что больше всего бес боится воздержания. Если бы человек был воздержаннее во всем, то он становился бы совершеннее. У нас должна быть мера общения, мера слова, мера еды, мера сна. А сон зависит от правильного питания. Кода ты съел лишнее – дольше будешь спать.
Сейчас везде вечерние чаепития, а когда ты больше выпил, опять же трудный подъем,вялость, лень. Господь, через апостола Павла сказал: «Лихоимцы Царства Божия не наследят» (1 Кор.6:10). Насколько сейчас лень одолела человека! В современном мире на нас большое влияние отказывает техника. Люди забывают слова апостола Павла: «все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною» (1 Кор. 6:12). Теперь вот интернет в телефоне. И куда лезут? Туда, где разврат. Но это же блудная страсть! Хотя ее называют свободной любовью. Но это не любовь! Это всего-навсего чувственность и эта чувственность
так человека опустошает, что сердце становится опустошенным, разум расслабленным, и отсюда все беды – и общественные, и государственные. Приведем простой пример. Во время трапезы бывает много интересных чтений, а проведи опрос – никто ничего не вспомнит. Настолько память расслаблена, что ничего не запоминается. Это еще одна беда нашего времени. Если бы люди знали Евангелие, то помнили, что Господь сказал: «Я есмь истинная виноградная лоза, а Отец Мой—виноградарь. Всякую у Меня ветвь,не приносящую плода, Он отсекает; и всякую, приносящую плод, очищает, чтобы более принесла плода» (Ин.15:1–2). А потом успокаивает и вдохновляет: «Вы же очищены через слово, которое Я проповедал вам»(Ин. 15:3). Кода человек читает Еванелие, Псалтирь, Деяния апостольские – нии Священноо Писания, то они, как носители благодати, очищают ум и сердце, память становится крепче, все вмещает и сдерживает, отсюда и запоминание.

–Что в первую очередь делать тем, кто раскаялся? С чего начать?

– Надо не себе угождать, а Бога, славить Его чистым сердцем, славить своими делами. Мы всей жизнью должны показывать принадлежность к Богу. Теперь же многие лицемерят: красиво говорят, а дела никакого. Вспомним слова апостола Иакова: «Покажи веру твою без дел твоих,а я покажу тебе веру мою из дел моих» и «Вера без дел мертва» (Иа. 2:18, 20). Все, что мы совершаем ради Бога, во славу Его, дает нам самое лавное: делает внимательными, пробуждает совесть, очищает от грехов. Но важно не забывать о внимании. Внимание в любом деле, а особенно в молитве, – это стержень. Позже появится и умиление в сердце, и покаяние, и надежда, и понимание того, что Господь именно Милующий, именно Терпеливый, именно Всеблагий, и Он ожидает нашего исправления. Это нас тешит, поможет не отчаиваться. У Бога все важно. Господь говорит: «В малом ты был верен, над многим тебя поставлю» (Мф. 25:21). А мы сейчас теплохладные, нас заботят только наши насущные проблемы. Мы потеряли ревность познания Бога, ревность исполнения послушания. Сейчас никто не хочет принимать участие в делах
Церкви: батюшка купит, построит, устроит, найдет спонсоров. Многие люди не понимают, что Церковь – это не батюшкина Церковь, это Божия Церковь, Божий дом. Что человек ни делает, он делает это для себя, для очищения и спасения своей дши, для победы над грехом.

–Когда человек хочет укрепиться в вере, что ему в этом поможет?

– Вера – дар Божий! Приобрести веру можно только благодаря слову Божиему. Господь говорил: «они видят не видят и слыша не разумеют» (Л. 8:10). Почему? Мы не стали иметь Бога в разуме, наше сердце стало плотоугодным. Сегодня у нас одна цель – одеть себя, нарядить, хорошо покушать и что-то сказать, чтобы как-то выделиться, показать себя. Все построено на тщеславии, а тщеславие – вор души, опустошает ее. А еще мы себя успокаиваем: «Тот грешит, этот грешит, ну и я буду». Так Господь сазал: «возьми Крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24). Именно свой Крест нужно нести, не оглядываясь на других. Каждому Господь дает свой Крест, и каждому – по силе его.

IMG_9992-copy

–Как человеку понять, какой Крест его?

– Поймет. Тот, кто может, имеет возможность и не делает – это грех. А  нас теперь так – только пальчиком указательным работаем: «Это он сделает, это – другой, а это сделает третий». А на себя пальчиком не указываем. В этом вся наша беда. Крестоношение – это исполнение всех заповедей Божиих. Правда, при отсутствии опыта жизни по заповедям, достичь понимания своео Креста трудно. Просто потом что человек не находит главного – воздаяния. Только  человека, который делает богоугодное дело, после этого появляется внутреннее довольство, радование. Это и есть воздаяние. А  у нас что? Какое бы дело ни было, легкое или трудное, мы постоянно сомневаемся: делать ли, а надо ли. Напротив, должно быть что-то вроде бартерной системы – обменять временный мир на вечность. Человек внимательный знает, от какого дела он получает большее воздаяние, и делает его.

–Бывает, что, человек делает свое дело, но при этом у него возникают отчаяние,озлобленность…Почему?

– Озлобленность  человека происходит от чревоугодия и сластолюбия, от них, в свою очередь, – изнеженность, сонливость, лень, нетерпение жары, нетерпение холода, т.е. мы становимся не мужественные, а вялые. Мы всего боимся. А труд – тел честь и душе спасение! Кода человек начнет вникать в эту значимость трудовой деятельности, (в монастыре это именуется послушанием), то это станет для него исполнением слов: «Да будет Царство Твое, да будет Воля Твоя». Приходит понимание, что это Его воля это выполнить, а не чья-то еще. Мы нашу работу на кого-то перекладываем, и получается, не можем порой ее понять, а ведь надо развиваться. Скажем, институт или любое учебное заведение – это же, всего-то-навсего, зачисление. А обучение начинается тода, когда студент выполняет практические задания, сдает зачеты и экзамены. Эта постепенность формирует у человека определенный уровень, дает какой-то навык. А если
навыков не стало, обработали «как-нибудь», то приходится стоять над душой, все контролировать. Иначе нет доверия. А  нас должно быть только продвижение, рост, принципиальная требовательность у самому себе. Каждый день должен происходить самоанализ: «Что я сделал, а что не сделал? Почему я не сделал?». У нас этого нет. Не стало борения с самим собой, не стало осмысленности.

IMG_2575

–Но в современном мире не сразу приходит осознание,что цель нашей жизни–спасение.

– Да, к этому приходят не сразу. Люди начинают задумываться: образование, работа, устроенность, материальная обеспеченность, дети, внуки… А что дальше? Человек
останавливается. Дальше смерть. Но наша жизнь всего-навсего подготовка к вечности,
потом а Евангелие показывает, что человек от своих мыслей, слов, дел, и даже намерений, будет или оправдан, или осужден. Какая задача из этого вытекает? Развивать благочестие. Только Церковь еще как-то пытается бороться за развитие благочестия. Сейчас в Москве огромное колличество самоубийств, из окон выбрасываются даже дети. Люди заканчивают свою жизнь, даже не осмысливая происходящего. Все потому что не осмысливают! Впадают в крайности, отчаиваются. А на кого воззрит Господь? На кроткого и смиренного сердцем. И вот, если бы наше сердце было не озлобленным, то оно бы отличало добро от зла. Сейчас малейшие трудности – сразу у  людей отчаяние, безысходность. А Господь обязательно
всех испытывает, но после этоо дает вознаграждение!

–Многих, приходящих в Церковь, пугает, что без испытаний спастись невозможно.

– Главный момент нашей жизни заключается в том, чтобы не гнушаться искушений, ибо они дают опытность. И за все ниспосланное надо благодарить Бога. В этом случае у человека сразу исчезают помыслы: «То не сказал, того не договорил…», а рождается мирный дх. Божий мир в душе выше всякого ума! Человек должен быть убедительным и спокойным. Эмоции – это страсти. А теперь говорят: «Этот человек эмоциональный». Нет, это страстный человек! Это в нем страсти кричат. Все оттого, что мы не умеем себя останавливать. В этом поможет тольо постоянное мирное устроение духа и молитвенный настрой. Тода дается и скорость мыслительная, и человек как бы переключается на другую волну, не дает волю своему языку. А сейчас  у большинства язык опережает разум. Сначала говорим, а потом думаем.

–В современном городе много поспешности и суеты. Как же обрести мир в душе? Как же спастись?

– Чего у нас нет? Памяти о том, что лучше малое праведнику, чем нечестивому богатство. Сейчас многие погнались за наживой, за корыстолюбием, и это дало такую суету, такую алчность, что люди стали потерянные. Сейчас  многих только одно – нажива, обманы, сделки, подделки… Это беда! Надо уметь довольствоваться малым. Господь все даст! А еще из Еванельских слов мы слышим: «Претерпевший до конца спасется» (Мф. 24:13). Надо уметь обладать собой, надо уметь заставлять себя, надо уметь ограничивать себя, надо уметь довольствоваться посланным, и тогда все будет!

IMG_8806