Первая польза святого поста заключается в опуздании плоти и укрощении всякого ее беспорядочного движения. Это благоугодно Богу, чтобы мы распинали плоть свою со страстями и похотями. О сем апостол Павел так говорит: усмиряю и порабощаю тело мое (I Кор. 9, 27). Усмирение как раз означает подвиги поста, так объясняет это место Священного писания Иоанн Златоуст. Псалмопевец также воспевает пост как сильно оружие против темной силы: я во время болезни одевался во вретище, изнурял постом душу мою, и молитва моя возвращалась в недро мое (Пс. 34, 13). И в другом месте об обращении к посту в духовной брани говорит: колени мои изнемогли от поста, и тело мое лишилост тука (Пс. 108, 24). Пост имеет такую силу, что может обуздывать неукратимые страсти, погашать пламень зависти, раздражительности и гнева, истреблять величавую надменность, уничтожать мечтательные тщеславные помыслы, угошать огонь сладострастия, удерживать и держать под контролем все чувства: зрение, слух, осязание, обоняние. Кратко сказать: пост есть преславный убийца страстей, укротитель похотей, победитель и торжествующий истребитель всякого неистовства свирепствующей плоти.

Вторая польза, проистекающая от поста, в том, что он окрыляет душу и соделывает ее способной к молитве и небесной мудрости. Ветхозаветные пророки сперва приуготовлялись постом и только затем с великим страхом приступали к беседе с Богом. Так, Моисей, прежде нежели дерзнул приступить к Богу и принять от Него Богоначертанные скрижали, приуготовил к сему душу свою постом (Исх. 34). Так поступил пророк Божий Илия: он постился сорок дней, прежде нежели удостоился видеть Бога на горе Хориве, в гласе хлада тонка (3 Цар. 19, 12). Так пророк Божий Даниил приуготовился трехнедельным постом к ведению и разумлению Божественных откровений. Посему пост есть как бы некоторая лестница, возводящая ум на Небо, пост — это крылья, возносящие душу к Богу, к богомыслию и горнему размышлению.

Третья польза от поста, что чрез него мы совершаем служение к Богу и соблюдением его воздаем Богу должную Ему почесть. Умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву Живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего. (Рим.12, 1). Так апостол Павел призывает всех христиан к укрощению плотских страстей, сила которых особенно сдерживается и ослабляется постом, и сие-то умерщвление плоти он называет словесным, разумным служением.

Четвертая польза, происходящая от поста, состоит в том, что он служит малой данью Богу за грехи, совершенные нами, и умилостивляет Его праведный гнев. Так, сыны Израилевы постом умилостивили Бога и приобрели торжественную победу (I Цар. 7). Также и ниневитяне: они отвратили гнев Божий общим и строгим постом (Иона 3, 5-8). То же было во времена Есфири (Есф. 4) и Иудифи (Иудифь 4), при которых народ избавился от предстоящей смерти вследствии поста. К сему пророк Иоиль призывает всех людей такими словами: и ныне говорит Господь Бог ваш: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче, и рыдании. Раздирайте сердца ваши, а не ризы ваши (Иоил. 2, 12-13).

Пятая польза от святого поста состоит в том, что он сменяется в добродетель и чрез него испрашиваются блага временные и вечные. Так, Анна, жена Елканова, постом испросила себе сына Самуила (I Цар. I) Так, пророк Давид изнурял себя постом, чтобы испросить у Бога жизнь больному сыну своему (2 Цар.12). Все святые прибегали к посту как к сильнейшему прогонителю демонской силы. Вот слова Самого Господа: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста (Мк. 9, 29).

Соблюдайте пост истинный, нелицемерный из слов Христовых: ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но перед Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, водаст тебе явно (Мф. 6, 17-18). Христос обещает человеку за пост вознаграждение, постящиеся могут испросить себе у Бога блага. Воздержание должно иметь высшие цели, поэтому оно и должно поддерживаться молитвой.

Смысл поста — в очищении тела и в очищении сердца. Это возможно только тогда, когда пост соединен с покаянием и молитвой. Действительно постящийся без молитвы обязательно впадает в раздражительность. Постом утончается грань между видимым и невидимым, между телесными и духовными мирами. Человек становится более доступен духовному влиянию. Но духовный мир это не только Святые Ангелы, но и демоны. Поэтому так необходима постом частая исповедь, Причастие, постоянная молитва.