Просфора своим происхождением уходит в глубокую древность. Заповедь о принесении хлеба в жертву дошла к нам с ветхозаветных времен: пусть он приносит в приношение свое квасный хлеб, при мирной жертве благодарной (Лев. 7.13).

В подражание этому в православных храмах хлебы (или просфоры) делаются двухчастными и означают Божество и человечество Иисуса Христа. Просфора делается круглой в знак вечности Христа и того, что человек создан для вечной жизни. Вообще просфора символизирует церковь. Просфора в Церкви – символ Христа.

В нашем монастыре послушание на просфорне несут братия: старший из них послушник Сергей (Пак) и его помощники Антон и Сергей.

Рано после утренних молитв в храме, братия бодро идут на свое послушание. Первым делом становятся перед святыми иконами и просят благословение Божие на добрые труды.

Сразу после общей молитвы делают замес. Каждый при своем деле на протяжении всей подготовки и выпечки, все братия молятся Иисусовой. Для замеса теста используется хорошая мука (без добавок), закваска, крещенская вода и соль.

Наша обитель славится тем, что просфоры и хлеб у нас готовят по старинному обычаю на закваске. Закваска для теста рождается по Афонскому рецепту на пасху в Алтаре (это может сделать любой православный священник), после этого закваска попадает на просфорню и уже здесь она набирает свою крепость в течение нескольких дней, до следующего года в ней поддерживают жизнь с помощью воды и муки.

После обедни и трапезы начинается разделка, длится она около 2-4 часов в зависимости от количества просфор. Обычно после разделки, братия топят печку и отправляются на святой источник. Время выпечки около 3 часов. Просфоры выпекаются в русской печке. Когда заканчивается вечерняя служба и трапеза, братия только заканчивают выпекать, в большие праздники и воскресения не пекут.

Горячие и душистые просфоры выкладывают из печки на особый стол для отдыха. На следующее утро готовые просфоры собирают в хлопковые мешки и несут на службу в святой храм, где они претворяются невидимо для нас в бескровную жертву.