3 марта
НЕДЕЛЯ О СТРАШНОМ СУДЕ, мясопустная (заговенье на мясо) — третий из четырёх подготовительных воскресных дней к Великому посту. 

«В сей день совершаем память Второго и Страшного Пришествия Христова, которую святые отцы поместили после двух притч, чтобы кто-нибудь, узнав из них о Божием человеколюбии, не жил в лености, рассуждая так: человеколюбив Бог, и когда я оставлю грех, то мне будет легко всё исправить … чтобы возвести к добродетели живущих в лености, устрашив смертью и ожиданием будущих мук, (научая) не только надеяться на человеколюбие Божие, но и иметь в виду, что Он — Праведный Судия и воздает каждому по делам его… Христе Боже, по неизреченному человеколюбию Твоему сподоби нас услышать желанный Твой глас, сопричти к стоящим по правую сторону от Тебя и помилуй нас!» (Из «Синаксаря» в неделю мясопустную) 

«Что же надо делать нам, имеющим пред мысленным взором своим эту страшную картину Суда? Не я отвечу на этот вопрос, а ответит святой апостол Петр: «Итак, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться пред Ним неоскверненными и непорочными в мире; и долготерпение Господа нашего почитайте спасением» (2 Петр. 3, 14-15)… Будем жить так, чтобы Страшный Суд и труба Архангела не испугали нас, а привели в великую радость, и воспели бы мы песнь Вечному Судии, Праведному Судии, Который воздаст всем по делам их. Ему слава и ныне и в день вечный…» (Святитель Лука Крымский (Войно-Ясенецкий))) 

#иконография@inochestvo
ИКОНОГРАФИЯ СТРАШНОГО СУДА 

Икона Страшного Суда — православная икона, изображающая грядущий конец света — вселенский Страшный Суд, который будет осуществлен Иисусом Христом во время его Второго пришествия. На ней изображаются картины конца мира, последнего суда над всем человечеством, воскресения мёртвых, сцены адских мучений нераскаянных грешников и райского блаженства праведников. 

Традиционный вариант композиции включает в себя большое количество изображений, которые обычно группируют по трём темам: 1) Второе Пришествие Христово, воскресение мёртвых и суд над праведными и грешными; 2) обновление мира; 3) торжество праведников в Небесном Иерусалиме. 

Изображения Страшного суда имели важную особенность: они создавались не для того, чтобы запугать человека, а чтобы заставить задуматься его над своими грехами; «не отчаиваться, не терять надежды, но положить начало покаяния». Покаяние как непременное условие достижения Царства Божия — является одним из основополагающих положений христианского вероучения, и эта проблема была особенно актуальна для рубежа рубежа XI—XII веков, времени проникновения сюжета на Русь. 

Истоки изображения Страшного Суда восходят к IV в., к фресковой живописи катакомб. Первоначально Суд Божий был представлен в сюжетах отделения овец от козлищ и притчи о десяти девах. В V–VI вв. появляются отдельные части картины самого Страшного Суда, а к VIII в. в Византии появляется законченная композиция. Позднее Страшный Суд утвердился в системе стенных росписей как византийских, так и русских храмов, был распространен также и на Западе. 

В разработанном виде иконография Страшного Суда основывается: 

— на текстах Евангелия и Апокалипсиса; 

— на текстах святоотеческих творений: Слова Ефрема Сирина, Палладия Мниха и других произведений византийской и древнерусской литературы; 

— одним из важнейших источников, оказавшим влияние на состав и характер композиций Страшного cуда, было Житие Василия Нового (Х в.); 

— в сцене «Видение пророка Даниила» (Дан.10-12) ангел показывает пророку Даниилу четырех зверей, символизирующих «погибельные царства» (царства, которым предстоит погибнуть) — Вавилонское, Македонское, Персидское и Римское, или антихристово; первое представляется в образе медведя, второе — в образе грифона, третье — в образе льва, четвертое — в образе рогатого зверя; 

— огненный поток (река) известен по так называемому «Хождению Богородицы по мукам» — одному из самых популярных в древнерусской письменности апокрифов; в списках «Хождения», начиная с XII века, указывается, что «в реке сей множество мужей и жен; одни погружены до пояса, другие – по грудь, и лишь третьи – по шею», в зависимости от степени их вины; 

— позднее в иконографических деталях можно усмотреть и тексты народных духовных стихов. 

Наиболее известные памятники византийского культурного ареала на этот сюжет — в притворе церкви Панагии Халкеон в Салониках (начало XI в.); в Грузии — сильно поврежденная фреска в Давидо-Гареджийском монастыре Удабно на западной стене (XI в.); плохо сохранившиеся фрески Страшного Суда в Атенском Сионе (XI в.). Фрагменты Страшного Суда середины XII в. сохранились в небольшой церкви в Икви. От эпохи благоверной царицы Тамары сохранилось несколько памятников, в том числе – грандиозная композиция Страшного Суда храма в Тимотесубани (первая четверть XIII в.). 

На Руси композиции Страшного cуда появляются очень рано, вскоре после Крещения. Это можно объяснить тем, что изображения Страшного Суда были действенным средством убеждения язычников обратиться в веру Христову. Не случайно греческий проповедник в известном эпизоде выбора веры из жития святого равноапостольного князя Владимира развертывает перед князем впечатляющую картину Страшного cуда. 

Самая ранняя известная русская фреска на этот сюжет — Кириллов монастырь в Киеве (XII век), росписи Николо-Дворищенского собора в Новгороде (нач. XII в.), Георгиевский собор Старой Ладоги (1180-е гг.), церковь Спаса на Нередице (1199 г.), Дмитровский собор Владимира (конец XII в.). До нас дошли также фрагменты Страшного Суда, написанного преподобным Андреем Рублевым и Даниилом Черным на стенах в Успенском соборе Владимира. 

Наиболее раннее известное изображение в иконописи относится к XV в. (икона в Успенском соборе Московского Кремля). Следует отметить, что русская иконописная традиция уже с XV в., или даже раньше, различала изображения Апокалипсиса и Страшного суда. «Страшный суд» мог быть либо частью «Апокалипсиса», либо существовать обособленно от него. Изображения Апокалипсиса ориентированы на Откровение Иоанна Богослова и толкования на него, и представляют бедствия, которые постигнут земной мир в конце времен. Иконы же Страшного суда отвечают евангельскому тексту о разделении грешных и праведных (Мф. 25:31-46), наиболее точно выражающему идею Божественного правосудия. При этом и те и другие могут использовать видения пророков Даниила и Иезекииля о конце времён. В иконах Страшного суда могут появляться апокалиптические всадники и Воинство, мистический Агнец. Здесь всегда присутствуют море и земля, отдающие мертвецов (Апок. 20:13). 

Особенно близки по своей иконографии «Страшному суду» иконы «Сыне Единородный» и «Величит душа Моя Господа».